Оценка влияния «Брекзита» в контексте текущей ситуации в мире и продолжающейся пандемии представляется очень трудной задачей, поскольку сложно определить, чем обусловлены те или иные последствия: пандемией Covid, экономическими факторами или политикой.

Тем не менее, согласно имеющимся отчетам, Соединенное Королевство все еще остается наиболее привлекательной страной для мирового капитала. Британия после выхода из Европейского союза занимает четвертое место среди наиболее предпочтительных направлений для инвестиций во всем мире: в первом полугодии 2021 г. инвестиции в коммерческую недвижимость составили 25,7 миллиардов фунтов стерлингов, что на 15% выше, чем в первом полугодии 2020 г. Благодаря действенной политике правительства и уверенности инвесторов в рынке Соединенного Королевства долгосрочные перспективы также представляются устойчивыми.

Влияние «Брекзита» на рынок недвижимости Соединенного Королевства

Соединенное Королевство уже является предпочтительным направлением для капитала недвижимости и международным лидером по инвестициям в недвижимость. Согласно анализу 5000 компаний, проведенному PwC в период, начиная с марта 2021 г., после выхода из Европейского союза Британия стала четвертым по популярности направлением для инвестиций во всем мире, опередив при этом Индию.

Что касается рынка недвижимости, данные Real Capital Analytics ясно свидетельствуют о равных долях инвестиций иностранного и местного капитала в Соединенном Королевстве, при этом подчеркивается сильная диверсификационная сторона инвестиций в недвижимость в стране. На рис. 1 ниже показано, что из 11 миллиардов долларов США, вложенных в рынок недвижимости Соединенного Королевства в 2020 г., 47% составляли отечественные инвесторы, а 53% — иностранные инвесторы, что демонстрирует уверенность иностранных инвесторов в отрасли недвижимости Соединенного Королевства в разгар пандемии Covid и приближающейся даты «Брекзита».

Рисунок1: Топ-10 стран по объему инвестиций в недвижимость в 2020 г. (доллары США),
RCA

Доверие к отрасли недвижимости Соединенного Королевства также поддерживается статистикой первой половины 2021 г. Объем инвестиций в коммерческую недвижимость в первом полугодии 2021 г.  достиг 25,7 миллиардов фунтов стерлингов, что на 15% больше аналогичного показателя за первое полугодие 2020 г., и на 10% выше объема инвестиций в 2019 г. (Savills, 2021 г.). Вышеприведенные цифры превзошли ожидания многих специалистов по экономике. Помимо этого, исходя из темпа, набранного в первом полугодии 2021 г., скорее всего, будет превзойден показатель общего объема инвестиций 2020 г., который составил 50 миллиардов фунтов стерлингов. Говоря конкретно о капитале Соединенного Королевства, обратимся к рисунку 2 ниже, на котором поквартально показан объем строительства новых офисных зданий и ремонта офисных зданий в Лондоне. Согласно данным исследования London Office Crane survey компании Deloitte, в первом квартале 2021 г. площадь строительства новых офисных зданий в Лондоне составила 3,1 млн кв.ф. Данные показатели говорят о том, что более высокий процент венчурного строительства офисных зданий свидетельствует об уверенности инвесторов и девелоперов в том, что город сможет поглотить излишки новых офисных площадей.

Рисунок 2: Объем и количество новых строительств офисов (Deloitte, 2021 г.)

Что касается других секторов, последнее исследование по коммерческой недвижимости, проведенное компанией Savills (сентябрь 2021 г.), показывает, что доходность инвестиций в гостиницы Лондона снизилась с 4% до 3,5%, и что доходность розничных магазинов на центральных улицах стабильна и остается на уровне 6,75%, что говорит об укреплении подотраслей, которые в большей степени пострадали от выхода из Евросоюза и ограничений передвижения работников и туристов. Ожидается, что действенная политика правительства в средне- и долгосрочной перспективе обеспечит укрепление устойчивости более чувствительных к изменениям секторов.

Помимо этого, опасения в связи с тем, что Соединенное Королевство может лишиться доступа к Союзу рынка капитала ЕС, по-прежнему не являются обоснованными, особенно с учетом того, насколько важную роль в целом играет Соединенное Королевство на европейском рынке капитала, как было указано выше. В кратко- и среднесрочной перспективе приток капитала недвижимости в Соединенное Королевство будет осуществляться беспрепятственно и наиболее вероятно, что Соединенное Королевство продолжит выступать в качестве исключительно привлекательного и открытого направления капитала недвижимости (CBRE, 2021 г.).
Резюме
Долгосрочные перспективы представляются сбалансированными и положительными. Ожидается, что первоначальные сложности, вызванные «Брекзитом», сойдут на нет, в частности, в том, что касается свободы передвижения и прямых иностранных инвестиций. Данные статистики свидетельствуют об оптимистичных тенденциях для рынка недвижимости Соединенного Королевства и инвестиционной среды в целом, об этом говорят увеличившиеся объемы инвестиций, устойчивость, проявляемая менее защищенными секторами и статус международного центра инвестиций Соединенного Королевства.

Assessing the effects of Brexit in context of the current state of global affairs and the ongoing pandemic is clearly very difficult, given it is hard to distinguish which effects are related to Covid, economics or politics.
However, reports indicate that the UK is and will remain a leading destination for global capital. Prost-Brexit, Britain has become the fourth most favoured investment destination globally, with investment in commercial property reaching £25.7bn in H1 2021, up 15% from H1 2020. Furthermore, the long-term picture remains balanced, as a result of strong government policies and investor confidence in the UK market.
Impact of Brexit on UK Real Estate
The UK is already a favoured destination for real estate capital and global leader in Real Estate investment. According to a PwC survey of 5,000 companies from March 2021, Post-Brexit Britain has become the fourth most favoured investment destination globally, overtaking India in the process.
In terms of the Real Estate market, Real Capital Analytics data clearly highlights an even split of foreign to domestic capital invested in the UK, emphasizing the diversified strength for real estate investment in the country. Figure 1 below shows that out of $11bn invested in the UK real estate market in 2020, 47% were domestic investors and 53% were foreign, demonstrating the confidence of foreign investors in the UK real estate industry in the midst of the Covid Pandemic and looming Brexit date.

Figure 1: Top 10 countries for RE investments in 2020 (US$), RCA

Trust in the UK real estate industry is also supported by statistics from the first half of 2021. Investment in commercial property reached £25.7bn in H1 2021, up 15% from H1 2020 and 10% from 2019 (Savills,2021), outperforming the expectations of many economic analysts. In addition, the momentum built up from H1 2021 is likely to result in exceeding 2020’s £50bn total investment volume.
Looking at the UK capital specifically, figure 2 below shows the number of new office developments and refurbishments occurring in London on a quarterly basis. New office starts in London reached 3.1mn square feet in Q1 2021 according to Deloitte’s London Office Crane survey, suggesting that the higher proportion of speculative development demonstrates confidence by investors and developers in the city’s ability to absorb the excess supply of new office space.

Figure 2: Volume and number of new office starts (Deloitte, 2021)

In other sectors, Savills’ latest commercial report (Sep 2021) shows London Hotels experienced yield compression from 4% to 3.5% and London high street retail maintained a stable yield of 6.75%, suggesting a strengthening of the subsectors more sensitive to Brexit and the restriction of movement of both workers and tourists. The expectation is that good government policy will reinforce the resilience shown the more vulnerable sectors over the mid to long term.
Furthermore, fear that the UK may lose access to the EU Capital Market Union remains an unlikely scenario, particularly given the UK’s importance to Capital Markets in Europe overall, as emphasized previously. Real estate capital moving into the UK is likely to remain unaffected in the short to medium term and likely to remain a very strong and open destination for real estate capital (CBRE,2021).
Summary
Longer-term, the picture is balanced and positive. Initial disruptions caused by Brexit are expected to fade, particularly regarding freedom of movement and foreign direct investment. The statistics highlight a bullish case for the UK Real Estate market and investment environment overall, indicated by increased overall investment volumes, the resilience of vulnerable sectors and the UK’s status as a global investment hotspot.